Записи с темой: саберфайтинг (4)
In thrust we trust
Совсем недавно (по историческим меркам) я писал пост "О красоте и правилах". Тогда это были лишь умозрительные размышления со стороны. И, хотя удалось собрать там некоторые важные мысли, но основной тезис остался неоформленным.

Вначале будет некоторое количество нытья и философствований, потом конкретика.

Итак, что мне не нравится в современном саберфайтинге? Это не очень просто сформулировать, но попробую. Вот есть такое слово "романтика". Например, романтика "Звёздных войн". Её мы и сами регулярно гоняли с тренировок мокрыми тряпками, поскольку рассуждения новичков о Силе или, там, преимуществах формы Макаши перед формой Соресу никак не помогали им глубже сесть в стойку или освоить работу корпусом при ударах. Но в то же время у нас была романтика самого саберфайтинга. Уникальной техники владения оружием, которая с самого зарождения создавалась энтузиастами ради зрелищности, а не эффективности в "реальном бою".
Сейчас же, насколько я могу судить, изменения последних лет сделали саберфайтинг именно что системой, заточенной на максимальную эффективность. Только она выражается победой не в поединке двух фехтовальщиков, а в соревнованиях по артфеху. Этой цели стало подчинено всё: и ТТХ оружия, и техника владения им, и тренировочный процесс. Это полностью спортивный подход: нужно выявить лучшего, нужно количественно измерить, кто быстрее, выше и сильнее. Постановки делаются ради сложности, а не ради красоты - этакий бенчмарк для фехтовальщиков.

При этом есть (был) и другой подход к саберфайтингу. Не как к спорту, а как к искусству. Для сравнения - у фотографов тоже бывают конкурсы работ, где они меряются, у кого лучше. Но в основном фотографии делают не для того, чтобы конкурсы выигрывать, а чтобы любоваться (коммерческую составляющую пока опустим). В искусстве далеко не всегда произведения даже одного вида можно отранжировать по принципу "лучше-хуже". И уж тем более нельзя определить, что лучше - хорошая музыка или красивая картина.
Соответственно, при подходе "от искусства" нет единственно правильного способа делать постановки. Появляется гораздо больший простор для творчества, а заодно и большее количество вариантов, как показать готовый продукт. Кроме соревнований по артфеху это могут быть, например, файт-фильмы - я вот именно их считаю наилучшим способом демонстрации постановочного боя. Также многим нравятся выступления на городских мероприятиях, всяких перфомансах и нефехтовальных конвентах. При этом ничто не мешает возить номера и на соревнования - просто, по очевидным причинам, они будут иметь заметно меньшие шансы на победу, чем сделанные в рамках подхода "от спорта".

Кое-кто, конечно, поинтересуется: Корран, а не косплеер ли ты часом с такими рассуждениями? Может, тебе и фехтовальная логика неинтересна?

Те, кто давно меня знает, в курсе, что это не так. Но я не возвожу всё в абсолют и различаю достаточный уровень логики (реализма) и предельно возможный.
Достаточный - это когда зритель, имеющий фехтовальный опыт, с интересом следит за развитием действия, а не плюётся от каждого кадра. При этом понимая, что бой постановочный, и в нём при желании можно найти косяки. Косяки, по-моему, вообще свойственны любому художественному произведению - фильму, книге... Вопрос в том, чтобы их было немного, а сама история была интересна настолько, чтобы зритель не начал от скуки специально их выискивать.
Напомню очевидную вещь: зрелищность и реалистичность - это два противоположных полюса. Любой постановочный бой находится где-то между ними. Но если в случае подхода "от искусства" постановщик волен выбирать соотношение для каждого номера в отдельности, то спортивный подход требует однозначно: чем правее, тем лучше!

Возможно, я в рассуждениях немного смешиваю понятия реализма и заточенности под правила артфеха. Но важно, что и то, и другое сильно ограничивает постановщика, лишает его свободы действий. По-моему, если постановщик - неумеха или дурак, так он всё равно хорошо не сделает, и его творение даже зрители не оценят высоко, не то что судьи. А если, наоборот, он умел и талантлив, то не надо отбирать у него возможность сознательно пожертвовать где-то реалистичностью ради эффектности. Он сможет сделать это незаметно, так что итоговый продукт станет только лучше.

Теперь обещанная конкретика. Попробую прямо по пунктам перечислить, что раздражает в спортивном подходе.

1. Де-факто обязательная программа, которая должна присутствовать в каждом номере: два притопа, три выпада, пять разных видов передвижения. Иначе минус баллы за технику.
2. Требование наличия сюжета, а также дополнительные баллы за всякое типа костюма, статистов и декораций. Бой без сюжета и в футболках зачастую лучше, чем в условно-джедайских костюмах и с примитивным сюжетом-подводкой - хоть комедийным, хоть драматическим.
3. Особенно учитывая, что потом все эти разряженные джедаи и герцоги говорят свои возвышенные реплики под светом люминесцентных ламп и на фоне висящей волейбольной сетки. Тьфу, позорище. На нормальной сцене со светом и кулисами артфеховские номера могут смотреться вполне симпатично, как театральные. А когда их на серьёзных щах требуют показывать в спортзале - это профанация и порнография.
4. Кстати, о репликах. Вот важные люди сказали, мол, заранее записанные в фонограмме реплики - фи, и все перестали их использовать. Ну и не слышно половину того, что там орут со сцены исполнители, если зал большой. Правильное решение - микрофоны-петлички, я видел, так в театре делают. А на соревнованиях по артфеху - почему-то не делают никогда.
5. Лица исполнителей тоже обычно не особо видно ни из зала - повторюсь, если зал большой - ни на протокольном видео. Что они там отыгрывают и насколько хорошо - можно понять лишь с большой долей условности.
6. Последнее, но не по значению: номера приедаются. Соревнований в год сейчас проходит штук пять-шесть, и на каждом из них можно наблюдать плюс-минус одни и те же лица с одними и теми же номерами. Раньше трава была зеленее было один-два конвента в год, причём действовал чуть ли не запрет на демонстрацию одного номера несколько раз. И можно было спокойно в течение года оттачивать постановку, чтобы потом показать её в лучшем виде - и отправить в архив, начав делать новую. А сейчас - вот сделал один коллектив отличный номер и возит его на все соревнования. И собирает и собирает на нём медали. Ну то есть для официальных отчётов это прекрасно, а по смыслу выходит - этот же номер победил этих же соперников в N-й раз. И все знают, что пока не сделают номер лучше вот этого чемпионского - им самим не выиграть.

Вывод. Саберфайтинг может быть спортом с установкой "сделать сложнее, чем у других". А может быть искусством с установкой "сделать красиво и достаточно логично".
Я - за второй вариант. Хотя и понимаю, что его труднее сделать чем-то официальным и регулярным.

Если где-то ошибся по фактам - пусть компетентные товарищи поправят.

P.S. Волею судеб, я сейчас снова нахожусь "внутри" всей СФшно-артфеховской движухи, хоть пока и с самого краешка. И от итога вот таких рассуждений зависит, буду ли погружаться глубже или, покачав головой, отползу обратно. Пока присматриваюсь. Вчера вот прям хотелось забить. А сегодняшняя тренировка, наоборот, порадовала.)

@темы: саберфайтинг, артфех

In thrust we trust
Можно ли формализовать красоту?

По сути правила (например, правила артфеха) - это то, что сейчас модно называть аббревиатурой KPI. То есть выделение из сложного вида деятельности нескольких наиболее существенных аспектов, по которым будет производиться оценка успешности. Но введение этого самого KPI немедленно приводит к тому, что изначальная деятельность заменяется стремлением к максимизации указанных признаков, нередко в ущерб всему остальному. Тут можно вспомнить различные примеры из областей, абсолютно не имеющих отношения к артфеху (один приведён ниже).

И получается, что там, где начинаются правила - заканчивается искусство. Потому что в искусстве, в понятии красоты, слишком много разных нюансов, чтобы их можно было формализовать в списке правил разумного размера. Думаю, что в принципе создать такие исчерпывающие критерии возможно, но их объём будет далеко за пределами того, что в состоянии запомнить - и тем более применить для оценки в реальном времени - любой, сколь угодно квалифицированный, судья-человек. Кто сказал "нейросеть"?

А ещё искусство заканчивается там, где начинается бизнес. Почти по тем же причинам: абстрактное понятие красоты требует одного, а максимизация прибыли - скорее всего, другого. Поэтому не стоит делать хобби основной работой - оно от этого перестаёт быть хобби и становится средством зарабатывания хлеба насущного. А если хлеба мало - тут уже не до того, чтобы делать как хочется, будешь делать как надо, лишь бы денег дали.

Поэтому тру-искусство возможно только силами энтузиастов, лол.)

А лучшие результаты, видимо, получаются тогда, когда энтузиаст может заниматься любимым делом и развивать его, с одной стороны, в рамках какой-то официальной и оплачиваемой деятельности, а с другой - эта деятельность не завязана напрямую на продукт искусства. Тут можно подумать как про небезызвестного В.В., так и про постановщиков боевых сцен в кино типа Уильяма Хоббса или Ника Гилларда.
Ну или когда энтузиаст - меценат, то есть у него просто откуда-то есть много свободных средств, которые можно потратить на искусство в том виде, как ему нравится.

Обещанный пример плохого выбора KPI (подчеркивание моё).

Моисеев Н. Слово о НТР. М., Молодая гвардия, 1985

В 1961 году у нас в Вычислительном центре АН СССР проводились расчеты наиболее экономичных путей доставки стройматериалов строительным объектам в Москве. Математики рассуждали просто: вот имеются заявки строительных организаций, которые должны быть удовлетворены. Этот критерий нам казался совершенно очевидным. Ведь цель управления —обеспечить строительные организации стройматериалами.

Но выполнить заявки можно разными способами; и среди них надо выбрать наиболее экономичный. А для этого достаточно — и это тоже нам казалось вполне очевидным, — чтобы путь, проходимый каждым самосвалом, везущим груз, был самым коротким. Так рассуждали математики; и на основе этих рассуждений была составлена задача оптимизации. Она получилась громоздкой, но нетрудной; и мы предвкушали быстрое и эффективное внедрение наших методов расчета.

Для эксперимента нам выделили автобазу, в которой было 80 самосвалов. Каждую пятницу к нам в Вычислительный центр привозилась кипа заявок на неделю вперед; в воскресенье ЭВМ для каждого самосвала печатала документ. В нем было все: и что и откуда брать, и куда везти, и каким маршрутом следовать! Казалось, мы сделали все правильно. Но в жизни многое бывает гораздо сложнее, чем на бумаге, и основные трудности оказались все впереди.

Прошло три месяца. Автобаза подвела квартальные итоги и увидела, что попала в глубочайший прорыв. План был не просто не выполнен — он был сорван; показатели работы были столь плохи, что оказалась под угрозой выплата зарплаты рабочим, и руководители автобазы потребовали прекращения эксперимента и возвращения к старым методам работы.

Так что же, спрашивается, мы оптимизировали? Что в таких условиях стоят все наши математические методы?

Несколько позднее, чем это следовало бы, мы вместе с руководством автобазы начали анализировать структуру показателей автобазы и обсуждать причины, почему математики сумели за такой короткий промежуток времени развалить ее работу.

Прежде всего выяснилось, что задачу, подобную той, какую мы сформулировали, раньше никто из должностных лиц автобазы не решал; просто без ЭВМ ее нельзя было решить за два дня! Раньше сами шоферы выбирали маршруты и получали премию за сокращение холостого пробега и экономию бензина. Далее, оказалось, что работа автобазы оценивается целым набором различных параметров. Основным для нее было количество тонна-километров, а потом шли второстепенные: экономия бензина, холостой пробег и многое другое. Не было только главного среди этих показателей — степени удовлетворения потребностей строительных организаций, то есть того, ради чего существует сама автобаза.

Вот и получилось, что, несмотря на то, что все заявки оказались выполненными, что количество тонн, которые перевезла автобаза, было гораздо больше того, которое она перевозила раньше, километров она не доездила, и не доездила много — так много, что основной план не был выполнен! А как он мог быть выполнен, если каждому шоферу был точно задан маршрут и нельзя варьировать холостым пробегом и экономией бензина!

Наша попытка «выяснить отношения» была отягощена традициями и взаимным непониманием. Если строго следовать требованиям базы, то ЭВМ легко дала бы оптимальное решение, но оно было бы абсурдным. Согласно ему автомашина должна была бы взять стройматериал, выехать на окружную дорогу, крутиться целый день вокруг Москвы, а к концу рабочего дня свалить этот груз где-нибудь поближе к автобазе и вернуться в гараж. В этом случае и тонно-километров будет много, и холостой пробег будет минимальным, и план будет выполнен — чего еще желать! И потребовалось время, большие усилия обеих сторон и активность вышестоящих органов, которым пришлось менять систему показателей, чтобы избежать случившихся нелепостей и наконец сдвинуть дело с мертвой точки.

@темы: размышления, саберфайтинг, артфех

In thrust we trust
Надо понимать всю глубину наших глубин!


Несмотря на то, что я уже довольно давно отошел от занятий саберфайтингом (и, шире, артфехом), все равно продолжаю краем глаза следить, что там происходит. И иногда размышляю - чисто теоретически - а как можно было бы сделать лучше.

И вот, по мотивам одного из обсуждений в тематическом чатике, вдруг сформулировал для себя главный парадокс артфеха. Приведу его в виде рассуждения.
Артфех - это вид спорта.
Артфех - это направление фехтования.
Значит, мы должны делать фехтование как можно лучше, и оценивать на соревнованиях именно его. Что такое "лучше", пока не столь важно.
Но треть баллов номер получает за вещи, никак не связанные с фехтованием - костюм, декорации, актёрку.
Так, может, лучше их убрать, и показывать номера в виде голой схемы и в обычной спортивной одежде?
Нельзя, потому что тогда невозможно будет оценить работу постановщика. Ведь высшим пилотажем является создание такой схемы боя, которая не висит в вакууме, а неразрывно связана с сюжетом, характерами персонажей и меняющимися внешними обстоятельствами.
При этом работа постановщика точно не менее важна, чем работа исполнителей, и оценивать ее необходимо.

Другим сложным моментом является сильно ограниченное общее время выступления. Оно не позволяет даже тем командам, которые бы этого хотели, сделать в номере мало-мальски сложный и имеющий развитие сюжет и, например, реализовать своё конкурентное преимущество в актёрском мастерстве. Более того, многие "сюжеты" в текущих реалиях представляют собой примитивнейшие подводки к собственно бою, без которых номер только выиграл бы в зрелищности.
В итоге полноценный сюжет в рамках правил реализовать нельзя, а выйти совсем без сюжета - значит автоматически лишиться баллов по соответствующему критерию.

На соревнованиях по правилам РАФ сейчас есть предварительный этап, где показывается одна только схема, без реплик, без музыки, без сценических костюмов, а актерский отыгрыш прямо запрещен. В этом подходе определенно есть здравое зерно - он пытается отделить собственно постановочный бой от номера в целом. Однако есть и минусы: например, не зная сюжета, иногда сложно определить, что именно видит судья: ошибку исполнителя, задумку постановщика или недостаточно ясно (в силу упомянутого ограничения) отыгранное нефехтовальное действие.

На мой взгляд, решение парадокса может лежать примерно в таком направлении (не учитывая технические сложности в виде увеличенного времени соревнований и прочего).

Первый этап:
Номера показываются в полном варианте (с костюмами, декорациями, звуком, светом).
Ограничение по времени - до 20-30 минут на номер.
Костюмы, декорации, наличие статистов не оцениваются никак. Т.е. 50 настоящих ёлок и табличка с надписью "ЛЕС" должны быть оценены одинаково. Максимум, может быть одна второстепенная графа, например, "реалистичность оформления".
Ставятся оценки за актерское мастерство и оригинальность сюжета.
Фехтовальная часть оценивается судьями по артистизму в общем контексте номера и только с художественной (не технической) точки зрения.
Судьи по технике смотрят все выступления, но оценки не ставят.

Второй этап:
Показываются только боевые схемы.
Ограничение по времени примерно такое же, как сейчас, допустим, от 1 до 3 минут на номер (для дуэтов).
Спортсмены выступают при общем свете, в обычной спортивной одежде, без декораций и статистов (кроме элементов декораций, необходимых для боя).
Звуковое и музыкальное сопровождение запрещено. (Спорно. Возможно, имеет смысл разрешить, за исключением заранее записанных реплик.)
Актерский отыгрыш разрешен в полном объеме, за исключением произнесения реплик.
Перед каждым боем (в номере по сценарию их может быть несколько, разделенных небоевыми сценами) зачитывается краткое содержание предшествующих сцен или предисловие к номеру, если номер сразу начинается с боя.
Судьи по технике ставят оценки за технику, будучи уже погружены в контекст сюжета, но имея возможность детально рассмотреть движения бойцов.

@темы: саберфайтинг, артфех

In thrust we trust
Довелось мне уже в третий раз судить артфеховские соревнования. Заочно, по видео, но это не столь важно. И по итогу родилась такая мысль...

Вот есть у нас постановочное фехтование и как одна из его "ветвей" - артфех, вид спорта. А любая постановка делается, "чтобы было красиво". Ну просто иначе зачем она нужна, проще так повонзаться. То есть постановка, номер - это работа на внешнего зрителя.

Но на соревнованиях зрители как масса народа в зале - вторичны, их вообще может не быть. Номер готовится и затачивается строго под оценку судьями. И вместо продиктованного художественным вкусом режиссёра-постановщика расплывчатого критерия "чтобы было красиво" появляется пачка правил, прописанных в регламенте.

Что-то я немного про другое начал... Так вот, мысль-то такая. Судья смотрит подряд штук двадцать номеров.
Из них половина - откровенно невысокого уровня, потому что должны же студии выгонять слегка подросших новичков на сорвнования, чтоб качались.
Из оставшейся половины три четверти - просто обычные средние номера.
И только 1-2 номера будут такими, что их действительно хочется смотреть.
Но их ты скорее всего уже видел на прошлых соревнованиях. Или позапрошлых. Потому что такой номер готовится и оттачивается год-два, а соревы проходят значительно чаще.

А еще больше половины номеров - сольники, потому что сольник гораздо проще сделать. При этом очевидно, что среднее соло менее интересно, чем средний дуэт (дуэль).

Короче. Судейство - это работа. А с точки зрения зрителя гораздо приятнее по эмоциям раз в год наткнуться на офигенный файтфильм типа Loyalty, чем например посетить какие-нибудь соревнования и наесться там этого фехтования по самое не могу. Никого не хочу обидеть, просто объективно получается перебор.

Жаль, что в России практически перестали снимать файтфильмы. Саберфайтинг у нас лучший в мире, только применение его далековато от хотелок простого зрителя или поклонника. А ведь если к такому-то фехтованию добавить сюжет не для галочки и не в жестких временных ограничениях правил, толковую съёмочную группу (которые у нас тоже есть вот прямо среди саберфайтеров, не будем пальцем показывать :) ) - ммм...

@темы: саберфайтинг, артфех