In thrust we trust
Что мы знаем о Фёдоре Бондарчуке? Лично мне известны следующие его фильмы: "9 рота", две части "Обитаемого острова" и "Сталинград". Все - скажем так, спорные. С одной стороны, качество достаточно неплохое, с другой - много странных моментов и искажения истории. Поэтому, посмотрев трейлер "Притяжения", я был заинтригован и ожидал опять же неплохого кино, но не более того. Типичной такой фантастики про злобных пришельцев и доблестную армию - подобного на экранах было много, разве что в этот раз свалиться должны были не на Нью-Васюки Йорк, а на Москву.
Но оказалось совсем иначе. "Притяжение" - это нифига не проходной фантастический боевичок. Это, мать её, социальная драма с кучей экшона, качественными эффектами и самой настоящей моралью! Может, и не сильно глубокой, зато актуальной - дальше некуда.
Продолжение, как водится, со спойлерами
Итак, вначале нам показывают старшеклассников с окраины столицы, которые со скукой слушают рассказ учителя-нерда про грядущий метеоритный дождь. Девчонки болтают о парнях, парни ковыряются в телефонах, все "чёкают", в общем, класс вполне реалистичный.
Главгероиня Юля растёт без матери и постоянно конфликтует с жёстким, авторитарным отцом - полковником Вооружённых сил. Нормально конфликтует, а не как во многих российских фильмах: "ААААА!!!11 ТЫЫЫЫЫ!!!1" Почему так, где её мама - сперва непонятно, лишь ближе к концу фильма мы узнаём немного больше деталей. С раскрытием характеров (и вообще их наличием) тут всё в порядке: каждый из героев имеет свой внутренний мир, но, что естественно, не спешит первым делом поведать о нём каждому встречному.
Наступает вечер, и Юля с подругой и своим парнем, а также половина населения Чертаново выходят посмотреть на обещанный метеоритный дождь. Парень Артём - бодрый красавчик на иномарке - на первый взгляд выглядит вполне положительным, хотя и чересчур бойким. Впрочем, несмотря на лощёный вид, друзья у него - местные полугопники со вполне характерным поведением (набить друг другу морду, а потом обняться и разговаривать дальше - в порядке вещей). "Свой район" и своястая компания для них превыше всего, они считают себя здесь хозяевами и испытывают жесточайшую фрустрацию, если кто-то или что-то пытается нарушить эту картину мира. Настолько жесточайшую, что готовы в прямом смысле на всё, лишь бы вернуть привычный порядок. Но пока ещё всё идёт своим чередом, и они - просто нормальные такие, дружные ребята.
Тем временем к Земле незаметно приближается инопланетный звездолёт. Уже почти на границе атмосферы его настигает тот самый метеоритный поток и повреждает систему маскировки. Огромная машина - то ли продолжая снижаться по первоначальному плану, то ли идя на вынужденную - гасит скорость и входит в атмосферу где-то над Финляндией. Российская ПВО-ПРО в лёгком шоке наблюдает за этим на экранах локаторов, а с "Адмирала Кузнецова", оказавшегося поблизости, поднимают в воздух истребители...
Блин, за одни только 10 секунд, что показывали наш флот и авиацию, я готов был простить фильму многие косяки! Не знаю, даёт ли там что-то 3D (я смотрел в обычном формате), но и так эффект присутствия потрясающий. Я видел в реальности взлёт МиГ-31 с пары десятков метров - конечно, полностью динамики кинозала не передадут, как прогибается и вибрирует воздух от грохота двигателей на форсаже, но всё же - мурашки побегали как следует.)
Но дальше начинается странное. Подойдя к объекту, лётчики ясно видят, что это - здоровенная хреновина искусственного, притом внеземного, происхождения, которая снижается и не проявляет агрессии. О чём и докладывают наверх. Тем не менее, практически без обдумывания, там принимают решение атаковать. Да, формально объект нарушает государственную границу - но, ё-моё, вы же видите, что это пришельцы, а не Северная Корея! Какого чёрта "сперва стреляем, потом смотрим, в кого"? На мой взгляд, сценаристам более логично было бы ограничиться радарным контактом - и вот там уже, скажем, ПРО Москвы имела полное право отработать по подозрительной метке, прущей прямиком в их зону ответственности и не отвечающей на запросы.
Как бы там ни было, когда звёздолёт приближается к столице, по нему выпускают две ракеты воздух-воздух. Казалось бы, такую махину они серьёзно повредить не могут, но что-то там всё же загорается. Инопланетный корабль медленно и печально начинает сыпаться на злосчастное Чертаново. Сносит крышу здания, где смотрит в небо подружка Юли (сама Юля с парнем успели забить на метеориты и уединиться в подружкиной квартире), пропахивает здоровенную просеку среди жилых кварталов и, наконец, останавливается, при этом даже не превратившись в кучу металлолома.
Дальше, что логично, упавший объект оцепляют войска, и, что нелогично, "поговорить с пришельцами" отправляют какого-то депутата на пару с полковником Лебедевым - отцом Юли. Депутат что-то мямлит, а потом падает в обморок, но Лебедеву таки удаётся установить контакт. После чего мы видим необычную картину: политики хотят нагибать и штурмовать, а военный(!) убеждает их этого не делать. Решают всё же подождать.
У школьников как-то внезапно срывает башню, они начинают прямо сильно ненавидеть пришельцев, а милая девочка Юля крадёт из отцовского сейфа наградной пистолет и отправляется в гараж к пацанчикам, чтобы сагитировать их создать восстание и замочить гадов. С одной стороны понятно - у многих близкие погибли или в больнице, но вот такой приступ ненависти к, фактически, потерпевшим крушение - это, на мой взгляд, перебор. Хотя, учитывая, что ребята не знали о том, что в падении корабля виноваты сами земляне - может быть...
Ситуация: в городе введён комендантский час, вокруг корабля создано ограждение и оцепление, повсюду ездят патрули на "Тиграх", школьников на занятия возят в бронированном автобусе. Вроде бы видно, что ситуация под контролем, и случись что - пришельцев прихлопнут быстро и эффективно, без партизанщины и вот этого вот. Но нет, молодёжь с битами и одним пистолетом на пятерых зачем-то лезет ночью на оцепленную территорию. Что они там хотели сделать - я, честно, так и не понял. В итоге Юля чуть не падает с многоэтажки, один из пришельцев её спасает, а в благодарность дружная компания скидывает вниз его самого. В качестве трофея получают пришельцевский экзоскелет, а Юля случайно обнаруживает, что пришелец, сидевший внутри - это симпатичный бородатый мужчина абсолютно человеческого вида. На следующий день она его хитрым образом доставляет в больничку, переливает ему свою кровь и пытается с ним немного пообщаться, держа на мушке. Но в конце концов его всё равно забирают в обезьянник, приняв за обдолбанного наркомана. Потому что ведёт себя примерно как Терминатор из второго фильма, на который, кстати, есть прямая отсылка
А у военных в лаборатории оказывается некая важная деталь с упавшего корабля (назовём её артефактом).
Тем временем корабль пришельцев засасывает в себя окрестную воду, которая, как потом оказывается, нужна ему для восстановления. Власти вынуждены организовать подвоз воды населению, население негодует. Какой-то урод швыряет камень в омоновцев, те начинают раздавать люлей в ответ, и под раздачу случайно попадают Артём и его кореша. После этого они таки решают пойти учинять справедливость самостоятельно под вопли "ЭТО НАША ЗЕМЛЯ!!".
Юля, размахивая именем отца, кое-как вытаскивает из обезьянника пришельца, приходит к отцу, заявляет ему, что беременна (шутка такая), под шумок крадёт пропуск в лабораторию и добывает оттуда артефакт. Потом приводит пришельца домой, кормит его блинами с вареньем и с горчицей (шутка такая). Пришелец вылечивает её собаку.
Депутат, придя в себя, рассказывает по телевизору о том, какие пришельцы мрази, потому что напали на землян.
Вечером Юля ведёт пришельца к периметру, чтобы он вернул артефакт на место в корабль и улетел восвояси. При этом по телефону рассказывает Артёму, что встречаться с ним ей больше не хочется, и вообще она любит пришельца. Артём с компанией перехватывают их по дороге к кораблю, пришельца избивают (тот даже не пытается защищаться), Артём даёт оплеуху Юле. После этого пришелец таки начинает всех раскидывать, один из гопничков стреляет в него из пистолета, но попадает в другого гопничка с летальным исходом. Все орут, как бы удивляясь тому, что натворили, подъезжает патруль, пацанчики теряя тапки разбегаются.
Во многих рецензиях фильм ругали, мол, зачем было делать главными героями каких-то неприятных типов - и Юля тупая тёлка, и друзья у неё гопники, почему было не показать нормальных людей? А по-моему, здесь оно вполне к месту. Во-первых, нормальные люди просто не стали бы совершать неадекватных поступков, на которых держится большой кусок сюжета. Во-вторых, Бондарчук здорово показал способ мышления таких индивидуумов - скорее похожий на звериные инстинкты, чем на поведение человека разумного. Тупую агрессию, зависть, собственничество и полную неспособность просчитывать последствия своих действий и решений. А потом начинается: "Ой, как же так, я ж не в себе был, пожалейте меня, гражданин начальник, а нас-то за шо". Но посыл фильма-то в том и заключается, что подобная скотина может сидеть в каждом из нас: следи за собой, будь осторожен, даже если живёшь не в Чертаново и слушаешь Рахманинова, а не Коржа. Просто на примере представителей социальных низов эту проблему гораздо лучше видно - отсюда и такой выбор режиссёра.
Артём становится полнейшим психом. Рассказывает всем, что "пришельцы убили человека", влазит на машину и подбивает толпу озлобленных местных идти громить корабль (а по факту - всё, что под руку подвернётся). Жутко, что агрессия от нарушения привычного образа жизни может вот так накопиться в людях, а потом достаточно одного речистого ублюдка и нескольких видео на ютубе, чтобы бросить толпу на кого угодно - достаточно объявить, что это он виновен во всех их бедах. Школьный учитель пытается остановить прущих и скандирующих лозунги неадекватов, кричит: "Вы же люди!" Так и хочется ответить ему: уже нет...
Толпа сперва бессмысленно громит и поджигает машины, а потом наваливается на блокпост оцепления. Машиной таранят ворота, части нападающих удаётся проникнуть внутрь. Артём влезает в экзоскелет, который они натрофеили в начале, и идёт нагибать военных. Сразу вспоминается мультик, где была фраза: "Кто убьёт дракона, тот сам станет драконом". Вполне буквально: человек, агитировавший защищать свой дом от иноплянетян, нападает на солдат своего государства, используя технологии иноплянетян.
Юля с пришельцем добывают бронеавтомобиль и едут к кораблю. На них набрасывается Артём, машина переворачивается. Пока идёт погоня и драка, на "поле боя" подтягиваются военные во главе с Лебедевым и прикладами отфигачивают толпу, лезущую к кораблю. Артём бросается на одного из солдат, завладевает автоматом и стреляет в Юлю и пришельца, который закрывает её своим телом. После чего психа тут же укладывают мордой в землю и вяжут, хотя я, чего греха таить, рассчитывал на экстерминатус с помощью тигровского пулемёта.
Искусственный интеллект корабля впускает Лебедева внутрь, туда же вносят тела Юли и пришельца. Корабль объясняет, что Юлю сейчас починят, а вот пришельцу не повезло. Хотя по идее они вообще бессмертные, так что погибать вдвойне обидно. И что Земля закрыта для посещения, потому что тут слишком высок уровень агрессии, человечество по прогнозам инопланетян скоро само себя уничтожит. Хотя вот, после всех этих событий, поступков Юли и пришельца, спасавших друг друга, прогноз надо будет пересмотреть. Лебедев с очнувшейся дочкой уходят, корабль красиво взмывает в небо. Хэппиэнд.
Уф, многабукаф...
И диалоги, и игра актёров весь фильм держатся на высоте. Видно, что это за люди, почему они такие, как принимают решения, развиваются и меняются в ходе событий. В плане сюжета только в завязке, пожалуй, есть несколько значимых дырок. Вообще, в фильме всего - в меру. Здесь есть шутки и юмор (и ни одной ниже пояса), есть динамика и экшн (но не в них смысл), есть отношения между отдельными людьми и между социальными группами. Я совсем не ожидал такого уровня от этого фильма, был удивлён и обрадован, видя, как из крышки гроба российского кинематографа вытащили очередной гвоздь. И хоть идея далеко не самая свежая - это куда лучше, чем копировать фильмы по комиксам (брр), как делают в "Защитниках". Лучше пусть у нас будет свой "Аватар наоборот", да и то - по части именно аспектов взаимоотношений творение Кэмерона несколько проще.
В общем, побольше нам такого кино.)
P.S. Перечитал текст, пересказ сюжета получился местами не особо внятный, и много деталей здесь пропущено. На самом деле там всё более связно и интересно, правда-правда.)
Но оказалось совсем иначе. "Притяжение" - это нифига не проходной фантастический боевичок. Это, мать её, социальная драма с кучей экшона, качественными эффектами и самой настоящей моралью! Может, и не сильно глубокой, зато актуальной - дальше некуда.
Продолжение, как водится, со спойлерами
Итак, вначале нам показывают старшеклассников с окраины столицы, которые со скукой слушают рассказ учителя-нерда про грядущий метеоритный дождь. Девчонки болтают о парнях, парни ковыряются в телефонах, все "чёкают", в общем, класс вполне реалистичный.
Главгероиня Юля растёт без матери и постоянно конфликтует с жёстким, авторитарным отцом - полковником Вооружённых сил. Нормально конфликтует, а не как во многих российских фильмах: "ААААА!!!11 ТЫЫЫЫЫ!!!1" Почему так, где её мама - сперва непонятно, лишь ближе к концу фильма мы узнаём немного больше деталей. С раскрытием характеров (и вообще их наличием) тут всё в порядке: каждый из героев имеет свой внутренний мир, но, что естественно, не спешит первым делом поведать о нём каждому встречному.
Наступает вечер, и Юля с подругой и своим парнем, а также половина населения Чертаново выходят посмотреть на обещанный метеоритный дождь. Парень Артём - бодрый красавчик на иномарке - на первый взгляд выглядит вполне положительным, хотя и чересчур бойким. Впрочем, несмотря на лощёный вид, друзья у него - местные полугопники со вполне характерным поведением (набить друг другу морду, а потом обняться и разговаривать дальше - в порядке вещей). "Свой район" и своя
Тем временем к Земле незаметно приближается инопланетный звездолёт. Уже почти на границе атмосферы его настигает тот самый метеоритный поток и повреждает систему маскировки. Огромная машина - то ли продолжая снижаться по первоначальному плану, то ли идя на вынужденную - гасит скорость и входит в атмосферу где-то над Финляндией. Российская ПВО-ПРО в лёгком шоке наблюдает за этим на экранах локаторов, а с "Адмирала Кузнецова", оказавшегося поблизости, поднимают в воздух истребители...
Блин, за одни только 10 секунд, что показывали наш флот и авиацию, я готов был простить фильму многие косяки! Не знаю, даёт ли там что-то 3D (я смотрел в обычном формате), но и так эффект присутствия потрясающий. Я видел в реальности взлёт МиГ-31 с пары десятков метров - конечно, полностью динамики кинозала не передадут, как прогибается и вибрирует воздух от грохота двигателей на форсаже, но всё же - мурашки побегали как следует.)
Но дальше начинается странное. Подойдя к объекту, лётчики ясно видят, что это - здоровенная хреновина искусственного, притом внеземного, происхождения, которая снижается и не проявляет агрессии. О чём и докладывают наверх. Тем не менее, практически без обдумывания, там принимают решение атаковать. Да, формально объект нарушает государственную границу - но, ё-моё, вы же видите, что это пришельцы, а не Северная Корея! Какого чёрта "сперва стреляем, потом смотрим, в кого"? На мой взгляд, сценаристам более логично было бы ограничиться радарным контактом - и вот там уже, скажем, ПРО Москвы имела полное право отработать по подозрительной метке, прущей прямиком в их зону ответственности и не отвечающей на запросы.
Как бы там ни было, когда звёздолёт приближается к столице, по нему выпускают две ракеты воздух-воздух. Казалось бы, такую махину они серьёзно повредить не могут, но что-то там всё же загорается. Инопланетный корабль медленно и печально начинает сыпаться на злосчастное Чертаново. Сносит крышу здания, где смотрит в небо подружка Юли (сама Юля с парнем успели забить на метеориты и уединиться в подружкиной квартире), пропахивает здоровенную просеку среди жилых кварталов и, наконец, останавливается, при этом даже не превратившись в кучу металлолома.
Дальше, что логично, упавший объект оцепляют войска, и, что нелогично, "поговорить с пришельцами" отправляют какого-то депутата на пару с полковником Лебедевым - отцом Юли. Депутат что-то мямлит, а потом падает в обморок, но Лебедеву таки удаётся установить контакт. После чего мы видим необычную картину: политики хотят нагибать и штурмовать, а военный(!) убеждает их этого не делать. Решают всё же подождать.
У школьников как-то внезапно срывает башню, они начинают прямо сильно ненавидеть пришельцев, а милая девочка Юля крадёт из отцовского сейфа наградной пистолет и отправляется в гараж к пацанчикам, чтобы сагитировать их создать восстание и замочить гадов. С одной стороны понятно - у многих близкие погибли или в больнице, но вот такой приступ ненависти к, фактически, потерпевшим крушение - это, на мой взгляд, перебор. Хотя, учитывая, что ребята не знали о том, что в падении корабля виноваты сами земляне - может быть...
Ситуация: в городе введён комендантский час, вокруг корабля создано ограждение и оцепление, повсюду ездят патрули на "Тиграх", школьников на занятия возят в бронированном автобусе. Вроде бы видно, что ситуация под контролем, и случись что - пришельцев прихлопнут быстро и эффективно, без партизанщины и вот этого вот. Но нет, молодёжь с битами и одним пистолетом на пятерых зачем-то лезет ночью на оцепленную территорию. Что они там хотели сделать - я, честно, так и не понял. В итоге Юля чуть не падает с многоэтажки, один из пришельцев её спасает, а в благодарность дружная компания скидывает вниз его самого. В качестве трофея получают пришельцевский экзоскелет, а Юля случайно обнаруживает, что пришелец, сидевший внутри - это симпатичный бородатый мужчина абсолютно человеческого вида. На следующий день она его хитрым образом доставляет в больничку, переливает ему свою кровь и пытается с ним немного пообщаться, держа на мушке. Но в конце концов его всё равно забирают в обезьянник, приняв за обдолбанного наркомана. Потому что ведёт себя примерно как Терминатор из второго фильма, на который, кстати, есть прямая отсылка

А у военных в лаборатории оказывается некая важная деталь с упавшего корабля (назовём её артефактом).
Тем временем корабль пришельцев засасывает в себя окрестную воду, которая, как потом оказывается, нужна ему для восстановления. Власти вынуждены организовать подвоз воды населению, население негодует. Какой-то урод швыряет камень в омоновцев, те начинают раздавать люлей в ответ, и под раздачу случайно попадают Артём и его кореша. После этого они таки решают пойти учинять справедливость самостоятельно под вопли "ЭТО НАША ЗЕМЛЯ!!".
Юля, размахивая именем отца, кое-как вытаскивает из обезьянника пришельца, приходит к отцу, заявляет ему, что беременна (шутка такая), под шумок крадёт пропуск в лабораторию и добывает оттуда артефакт. Потом приводит пришельца домой, кормит его блинами с вареньем и с горчицей (шутка такая). Пришелец вылечивает её собаку.
Депутат, придя в себя, рассказывает по телевизору о том, какие пришельцы мрази, потому что напали на землян.
Вечером Юля ведёт пришельца к периметру, чтобы он вернул артефакт на место в корабль и улетел восвояси. При этом по телефону рассказывает Артёму, что встречаться с ним ей больше не хочется, и вообще она любит пришельца. Артём с компанией перехватывают их по дороге к кораблю, пришельца избивают (тот даже не пытается защищаться), Артём даёт оплеуху Юле. После этого пришелец таки начинает всех раскидывать, один из гопничков стреляет в него из пистолета, но попадает в другого гопничка с летальным исходом. Все орут, как бы удивляясь тому, что натворили, подъезжает патруль, пацанчики теряя тапки разбегаются.
Во многих рецензиях фильм ругали, мол, зачем было делать главными героями каких-то неприятных типов - и Юля тупая тёлка, и друзья у неё гопники, почему было не показать нормальных людей? А по-моему, здесь оно вполне к месту. Во-первых, нормальные люди просто не стали бы совершать неадекватных поступков, на которых держится большой кусок сюжета. Во-вторых, Бондарчук здорово показал способ мышления таких индивидуумов - скорее похожий на звериные инстинкты, чем на поведение человека разумного. Тупую агрессию, зависть, собственничество и полную неспособность просчитывать последствия своих действий и решений. А потом начинается: "Ой, как же так, я ж не в себе был, пожалейте меня, гражданин начальник, а нас-то за шо". Но посыл фильма-то в том и заключается, что подобная скотина может сидеть в каждом из нас: следи за собой, будь осторожен, даже если живёшь не в Чертаново и слушаешь Рахманинова, а не Коржа. Просто на примере представителей социальных низов эту проблему гораздо лучше видно - отсюда и такой выбор режиссёра.
Артём становится полнейшим психом. Рассказывает всем, что "пришельцы убили человека", влазит на машину и подбивает толпу озлобленных местных идти громить корабль (а по факту - всё, что под руку подвернётся). Жутко, что агрессия от нарушения привычного образа жизни может вот так накопиться в людях, а потом достаточно одного речистого ублюдка и нескольких видео на ютубе, чтобы бросить толпу на кого угодно - достаточно объявить, что это он виновен во всех их бедах. Школьный учитель пытается остановить прущих и скандирующих лозунги неадекватов, кричит: "Вы же люди!" Так и хочется ответить ему: уже нет...
Толпа сперва бессмысленно громит и поджигает машины, а потом наваливается на блокпост оцепления. Машиной таранят ворота, части нападающих удаётся проникнуть внутрь. Артём влезает в экзоскелет, который они натрофеили в начале, и идёт нагибать военных. Сразу вспоминается мультик, где была фраза: "Кто убьёт дракона, тот сам станет драконом". Вполне буквально: человек, агитировавший защищать свой дом от иноплянетян, нападает на солдат своего государства, используя технологии иноплянетян.
Юля с пришельцем добывают бронеавтомобиль и едут к кораблю. На них набрасывается Артём, машина переворачивается. Пока идёт погоня и драка, на "поле боя" подтягиваются военные во главе с Лебедевым и прикладами отфигачивают толпу, лезущую к кораблю. Артём бросается на одного из солдат, завладевает автоматом и стреляет в Юлю и пришельца, который закрывает её своим телом. После чего психа тут же укладывают мордой в землю и вяжут, хотя я, чего греха таить, рассчитывал на экстерминатус с помощью тигровского пулемёта.
Искусственный интеллект корабля впускает Лебедева внутрь, туда же вносят тела Юли и пришельца. Корабль объясняет, что Юлю сейчас починят, а вот пришельцу не повезло. Хотя по идее они вообще бессмертные, так что погибать вдвойне обидно. И что Земля закрыта для посещения, потому что тут слишком высок уровень агрессии, человечество по прогнозам инопланетян скоро само себя уничтожит. Хотя вот, после всех этих событий, поступков Юли и пришельца, спасавших друг друга, прогноз надо будет пересмотреть. Лебедев с очнувшейся дочкой уходят, корабль красиво взмывает в небо. Хэппиэнд.
Уф, многабукаф...
И диалоги, и игра актёров весь фильм держатся на высоте. Видно, что это за люди, почему они такие, как принимают решения, развиваются и меняются в ходе событий. В плане сюжета только в завязке, пожалуй, есть несколько значимых дырок. Вообще, в фильме всего - в меру. Здесь есть шутки и юмор (и ни одной ниже пояса), есть динамика и экшн (но не в них смысл), есть отношения между отдельными людьми и между социальными группами. Я совсем не ожидал такого уровня от этого фильма, был удивлён и обрадован, видя, как из крышки гроба российского кинематографа вытащили очередной гвоздь. И хоть идея далеко не самая свежая - это куда лучше, чем копировать фильмы по комиксам (брр), как делают в "Защитниках". Лучше пусть у нас будет свой "Аватар наоборот", да и то - по части именно аспектов взаимоотношений творение Кэмерона несколько проще.
В общем, побольше нам такого кино.)
P.S. Перечитал текст, пересказ сюжета получился местами не особо внятный, и много деталей здесь пропущено. На самом деле там всё более связно и интересно, правда-правда.)
@темы: фильмы