Надо понимать всю глубину наших глубин!
Несмотря на то, что я уже довольно давно отошел от занятий саберфайтингом (и, шире, артфехом), все равно продолжаю краем глаза следить, что там происходит. И иногда размышляю - чисто теоретически - а как можно было бы сделать лучше.
И вот, по мотивам одного из обсуждений в тематическом чатике, вдруг сформулировал для себя главный парадокс артфеха. Приведу его в виде рассуждения.
Артфех - это вид спорта.
Артфех - это направление фехтования.
Значит, мы должны делать фехтование как можно лучше, и оценивать на соревнованиях именно его. Что такое "лучше", пока не столь важно.
Но треть баллов номер получает за вещи, никак не связанные с фехтованием - костюм, декорации, актёрку.
Так, может, лучше их убрать, и показывать номера в виде голой схемы и в обычной спортивной одежде?
Нельзя, потому что тогда невозможно будет оценить работу постановщика. Ведь высшим пилотажем является создание такой схемы боя, которая не висит в вакууме, а неразрывно связана с сюжетом, характерами персонажей и меняющимися внешними обстоятельствами.
При этом работа постановщика точно не менее важна, чем работа исполнителей, и оценивать ее необходимо.
Другим сложным моментом является сильно ограниченное общее время выступления. Оно не позволяет даже тем командам, которые бы этого хотели, сделать в номере мало-мальски сложный и имеющий развитие сюжет и, например, реализовать своё конкурентное преимущество в актёрском мастерстве. Более того, многие "сюжеты" в текущих реалиях представляют собой примитивнейшие подводки к собственно бою, без которых номер только выиграл бы в зрелищности.
В итоге полноценный сюжет в рамках правил реализовать нельзя, а выйти совсем без сюжета - значит автоматически лишиться баллов по соответствующему критерию.
На соревнованиях по правилам РАФ сейчас есть предварительный этап, где показывается одна только схема, без реплик, без музыки, без сценических костюмов, а актерский отыгрыш прямо запрещен. В этом подходе определенно есть здравое зерно - он пытается отделить собственно постановочный бой от номера в целом. Однако есть и минусы: например, не зная сюжета, иногда сложно определить, что именно видит судья: ошибку исполнителя, задумку постановщика или недостаточно ясно (в силу упомянутого ограничения) отыгранное нефехтовальное действие.
На мой взгляд, решение парадокса может лежать примерно в таком направлении (не учитывая технические сложности в виде увеличенного времени соревнований и прочего).
Первый этап:
Номера показываются в полном варианте (с костюмами, декорациями, звуком, светом).
Ограничение по времени - до 20-30 минут на номер.
Костюмы, декорации, наличие статистов не оцениваются никак. Т.е. 50 настоящих ёлок и табличка с надписью "ЛЕС" должны быть оценены одинаково. Максимум, может быть одна второстепенная графа, например, "реалистичность оформления".
Ставятся оценки за актерское мастерство и оригинальность сюжета.
Фехтовальная часть оценивается судьями по артистизму в общем контексте номера и только с художественной (не технической) точки зрения.
Судьи по технике смотрят все выступления, но оценки не ставят.
Второй этап:
Показываются только боевые схемы.
Ограничение по времени примерно такое же, как сейчас, допустим, от 1 до 3 минут на номер (для дуэтов).
Спортсмены выступают при общем свете, в обычной спортивной одежде, без декораций и статистов (кроме элементов декораций, необходимых для боя).
Звуковое и музыкальное сопровождение запрещено. (Спорно. Возможно, имеет смысл разрешить, за исключением заранее записанных реплик.)
Актерский отыгрыш разрешен в полном объеме, за исключением произнесения реплик.
Перед каждым боем (в номере по сценарию их может быть несколько, разделенных небоевыми сценами) зачитывается краткое содержание предшествующих сцен или предисловие к номеру, если номер сразу начинается с боя.
Судьи по технике ставят оценки за технику, будучи уже погружены в контекст сюжета, но имея возможность детально рассмотреть движения бойцов.